Corso's Blog

Мой взгляд на коучинг

leave a comment »


Оговорюсь сразу, что конечно, делать глобальные выводы из того, что я знаю, рано. Но вот запустить червячок сомнения в яблоко коучинга вполне.

Сегодня ходил на коучинг как «клиент». Нужно было взять какой-то жизненный вопрос, который хотелось бы обсудить и вынести его на обсуждение с тренером(коучем).

Ну что я могу сказать, все не то и все не так… Зачем называть что-то для нас новое, транскрипцией слова, обозначающее это что-то, в другом языке. Т.е. коучинг по-русски это coaching по английски(тренировка). Скорее всего просто удобно не искать в родном языке что-то аналогичное, а взять транскрипцию слова и все. Тогда вроде как получается, что в это новое слово уже будет вложен весь смысл, который в него вкладывают в других местах(странах). По-моему гораздо яснее, если бы coaching(тренировка) заменить на couching(изложение). Гороздо ближе к сути. Но возвращаемся к нашим баранам.

Вот цитата одного апологета коучинга:»Коуч не даёт советов – наоборот, он задаёт вопросы. Но в результате этих вопросов клиент проясняет и чётко формулирует для себя свои цели, проясняет стоящую перед ним задачу и находит оптимальные пути её решения. Коучинг подразумевает, что каждый человек обладает колоссальным внутренним потенциалом и задача коуча – раскрыть этот потенциал».

На мой взгляд это выглядит, как демагогия.  Долго подбирал подходящее слово. Мне кажется, что демагогия наиболее близко подходит тому, как я вижу коучинг. Демагогия — (греч . dеmagogia, от dеmos — народ и ago — веду), воздействие на чувства, инстинкты, сознание людей, разжигание страстей для достижения каких-либо, обычно политических, целей, основанное на намеренном извращении фактов; высокопарные рассуждения, прикрывающие какие-либо корыстные цели.  В данном случае просто корыстные цели. И тут множество факторов, которые подталкивают меня к таким выводам. Попробую их конкретизировать.

Самый большой минус во всей этой затее для меня — это замена, в целом хорошей идеи, на зарабатывание денег на этой идее. Сама идея создания места, где люди могут получить какие-то рецепты или советы, способные им помочь конечно достойна уважения. Ведь есть организации помогающие справиться с различными сложными ситуациями в жизни — реабилитационные клиники, общественные организации и советы и т.д. Но, во-первых там помогают людям либо профессионалы, либо люди, сами прошедшие через подобные события в своей жизни. И все это делается в основном на добровольной основе, либо за небольшую плату. Сама цель здесь — это помощь людям, не заменяется на зарабатывание денег на этих людях. В коучинге же я вижу именно попытку заработка, а не помощи. Если говорить общими словами.

В конечном счете как выглядит коучинг? Вы приходите и говорите, что у вас есть нерешенные задачи, которые вы хотели бы для себя разрешить, при чем самому справиться у вас не получается. Не правда ли похоже на проблему пьяницы или наркомана? 🙂 И что вам на это отвечают? Да, у нас есть для вас подходящий курс, он стоит столько-то и включает в себя курс из 5 лекций, например. Какие вопросы и выводы для себя я должен сделать?

  1. Пока я не заплачу мне не помогут.
  2. Хватит ли мне этих условных 5 лекций, а если нет тогда что?
  3. Будут ли эти люди достаточно компетентны, чтобы разобраться с моим вопросом. Ведь у них нет специального образования для этого. Изначально это просто добрая воля человека — «я хочу помогать людям», я хочу быть коучем. А это не подразумевает, что он МОЖЕТ помогать людям.
Все пункты равноценны, я бы не стал ставить один выше другого. Потому что наличие хотя бы одного из них, перечеркивает, для меня, всю пользу от коучинга. Да, возможно платить небольшую сумму за коучинг. Да, возможно 5 посещений не хватит, но если это бесплатно или стоит недорого, то можно и продлить сеансы. Да, можно довериться людям, если они тебе хотят искренне помочь, а при подходе «мы не профи, но деньги за помощь все равно возьмем», у меня большие сомнения в таких людях. Полагаю, что можно привести и другие доводы, ставящие под сомнение ценность коучинга в его текущем виде. Но пока остановлюсь на этом.
Written by Valery Portnyagin

13/12/2009 в 21:45

Опубликовано в Кое-что

Добавить комментарий

