Corso's Blog

Мой взгляд на коучинг (часть 2)

leave a comment »


Теперь возьму пример из того, что я слышал, читал или видел в жизни применительно к коучингу. В данном случае речь о бизнес-тренере. Хотя сами коучеры категорически против их сравнения с бизнес-тренерами. Им ближе статус духовного проводника, если можно так выразиться. Но не для меня, так что позволю привести себе этот пример.

Пример.
Бизнес-тренер. Человек занимается продвижением «своего» метода для улучшения  качества управления проектами.  Выглядит это как набор неких советов, практик, рекомендаций на разные случаи встречающиеся в работе. Сам он уже не работает, а только дает советы, т.е. на данный момент давать советы – это его работа. Есть и сайт, неплохо сделанный для данного вида деятельности.

Первое, что меня настораживает это то, что в активе у него профессионального опыта немного (лет 6), а советы он готов раздавать направо и налево.  Смущает? Меня – ДА. Далее, он не стесняется брать 200 – 300 у.е.  за 1-2 дня тренинга с человека.  Смущает? Меня – ДА.  Далее, за время тренингов накапливается достаточное количество историй, которые дают много пищи для новых советов и рекомендаций.  Это полезный момент. Возможно очень полезный, но кому польза от этого? Только одному человеку. Он – пересказчик чужих историй. Историю он знает ровно настолько, насколько подробно она была описана. Копни чуть в сторону и он съедет с темы, сказав что-нибудь подобное:»Ну сейчас я не готов продолжать», «Тут возможны различные методы решения, надо смотреть по ситуации». Главное в таком ответе это его формальное наличие, т.к. любая ответная реплика может служить формальным ответом. Еще интереснее ответить:»Честно говоря, я не знаю, эту историю мне рассказали». Тут сразу несколько зайцев убивается. Во-первых, за честность тебя начинают уважать, хоть ты и не ответил на вопрос. Во-вторых, сразу отпадает необходимость отвечать на вопрос, а иначе ты можешь поставить себя в глупое положение, сморозив какую-нибудь глупость.

Поэтому хочу дать совет – когда будете задавать вопрос, представьте себе возможный ответ, покритикуйте его , спросите себя как бы вы ответили на этот вопрос. В таком случае, если вам ответили глупостью или ушли от ответа, можно указать на это отвечающему, а не промолчать. Не надо ждать ответа как манны небесной! В хорошем вопросе уже есть половина ответа.

Вернемся к сайту.  На нем все продается, продаются диски с лекциями, продается, написанная им книжка, продаются места на тренинги, предлагается сделать аудит, за деньги конечно. Я бы не протестовал против этого, если бы видел адекватность качества оказываемых услуг цене, за которую эти услуги предоставляются. Также мне было бы гораздо проще, будь у тренера огромный опыт за спиной. А если я этого не вижу? Сколько вы готовы отдать за советы такого человека?

Почему же тогда таким людям хорошо живется? Да потому, что такая сфера как раздача советов очень благоприятна. Тут как говорится «взятки гладки». При любом раскладе виноват будет не тренер. Результат получен – заслуга тренера. Результата нет – это подопечный не сделал чего-то. Да потому, что как и любому демагогу, ему нужно найти благоприятную почву для своих речей. А этой почвой, в данном случае, служит низкий уровень образования в сфере управления проектами, новизна подхода, слепая вера, что это что-то новое(хотя все это могло было и раньше), мода на все новое (ну как же все только об этом и говорят, а я ни ухом ни рылом. Дай-ка пойду послушаю.).

И получается что вам рассказывают по большей части прописные истины, которые вы и сами могли бы рассказать. Либо дают рекомендации в некой бездоказательной форме. Например,  «Уделяй 80% процентов времени людям, делающим 80% работы». Как это назвать? Банальность, обман, констатация очевидного? И в конце концов такие постулаты недоказуемы, что играет на руку тому, кто их заявляет. А самое сладкое :), будь у этого совета противоположная формулировка ОН ТОЖЕ ИМЕЛ БЫ ПРАВО НА ЖИЗНЬ. Почему? Давайте посмотрим. Я создаю новую рекомендацию:»Уделяй 80% процентов времени людям, делающим 20% работы». Мой аргумент в пользу этого высказывания – те 80% и сами знают, что делать. Лучше я повожусь с теми, кто делает 20% работы, подтяну их до более высокого уровня. Тогда и те 80% можно будет разгрузить. Попробуйте опровергнуть. 🙂 Таким образом мы приходим к выводу, что можно создать множество совершенно противоположных советов и выдать их за скрижали Моисея. Доказательств истинности то нет.

P.S. Это короткое продолжение первой части опубликованной еще в 2009 году. Написано тогда же в 2009 году.

Written by Valery Portnyagin

16/12/2009 в 19:58

Опубликовано в Кое-что

Добавить комментарий

