Corso's Blog

Реклама того не стоит. P.S. Как вообщем-то и вся остальная работа

leave a comment »


Картинка

Полная перепечатка статьи с adme.ru о Линдсе Реддинге. Тот момент когда ни убавить, ни прибавить, как говориться. Необходимо просто прочитать. Не скажу, что эта статья открытие для меня. Я уже читал что-то подобное не раз где-то и когда-то.  Может это была книжка или какая-нибудь статья в журнале или блоге. Похожих размышлений на просторах интернета лежит не одна сотня, но я перепечатал пока только этот, потому что Линдс Реддинг умер.

Линдс касается именно тех изменений в работе, которые испортили весь смысл и удовольствие от нее. Теперь почти невозможно найти работу на которой можно было бы работать не торопять, нормально так работать, но, повторюсь — НЕ ТОРОПЯСЬ!

Где те времена, когда можно было подумать, порассуждать, а потом уже реализовывать. Сейчас все наоборот — выкинуть на рынок товар быстрее других, плевать, что 50% брака, исправим по ходу продаж; выпустить приложение без дизайна и архитектуры — сейчас для этого есть модные тренды и технологиии как Agile и SCRUM. Жаль только, что архитектура и дизайн ничего не знают об Agile и SCRUM. Иначе, они сильно удивились бы, на что их заменили.

Еще есть такие фразы «Семь раз отмерь, один — отрежь», «Поспешишь — людей насмешишь», «Festina lente», а по-русски «Торопись медленно» — нельзя делать что-то и быстро и так же хорошо. Сейчас даже не отмеряют, а всего лишь примеряются, зато потом семь раз режут. Мне это напоминает тупой перебор вариантов. Чем больше вариантов, тем больше вероятность наткнуться на что-то стоящее, что-то ценное. Только это работает с точки зрения математики, но не с точки зрения жизненного опыта. Нет, сегодня не придумывают один хороший вариант, придумывают с десяток гов..ых вариантов, а потом из них выбирают один наименее гов..ый. Как-то так. Но и среди тысячи плохих идей может не найтись той самой ХОРОШЕЙ идеи, для которой нужно было просто посидеть и подумать, нужно было время.

p.s. Если серьезно подумать, то смысл почти любой, если не любой, работы сводится к нулю. Потому что, что бы вы не делали, какую бы важную или ценную работу не исполняли, если вы перестанете это делать, то мир не остановится. Смысл не в работе, смысл в жизни. В этом суть.

Линдс Реддинг (Linds Redding) работал арт-директором в новозеландских филиалах BBDO и Saatchi & Saatchi. В октябре 2012 года в возрасте 52 лет он скончался от неоперабельного рака пищевода. Его наследием, помимо рекламных проектов, стало эссе «Маленький урок на будущее», написанное им в своем блоге незадолго до ухода из жизни.
Речь в эссе идет о рекламном бизнесе, однако люди, помешанные на работе, есть везде, вне зависимости от профессии. Возможно кого-то этот крик души заставит задуматься и оглянутьсяна свою жизнь, пока не поздно.

— Много лет назад, когда я только начинал работать в рекламеу нас был такой прием — «Ночная проверка». В течение всего дня я и мой напарник Лоуренс на листах А4 записывали все идеи, которые только приходили нам в головуна тему рабочих проектов. Небрежные заголовки, дурацкие каламбуры, простейшие зарисовки маркером. Это была своеобразная мусорная свалка для мозга. Все, что вываливалось из наших голов или вылетало из наших уст, немедленно наносилось на бумагу.К концу дня все самые нелепые и нерабочие идеи отфильтровывались и грудой скомканной бумаги заполняли мусорную корзину в углу нашей каморки.

Если день был продуктивным, то помимо горы бумаги, пластиковых стаканчиков из-под кофе и переполненных пепельниц, скапливалась толстенькая стопка «концептов». Мы аккуратно развешивали эти листы на стене нашего офиса перед тем, как отправиться в бар выпить по пинте пива.

На следующий день, не обращая внимания на похмелье, ровно в 10:00 мы приходилина работуи свежим взглядом оценивали результаты нашего вчерашнего труда. Как правило, треть идей отсеивалась сразу. Поразительно, как идеи, еще вчера казавшиеся на моментих рождения уморительно смешными или поистине выдающимися, меркнут при свете отрезвляющего утреннего света. К полуденному кофе все агентство было в сборе и мы возвращалиськ наше рутинной работе: слонялись с умным видом по офису, критикуя творения других креативных пар.

Но вот в чем дело.

«Ночная проверка» работает только в том случае, если вы можете себе позволить эту ночь. Шло время, настали 90-е, которые перевернули индустрию рекламы и не только. Появились новые инструменты, бесконечные возможности и неотложные дедлайны. С появлением цифровых технологий наша работа значительно ускорилась. Появилась идея? Реализуй и предоставьв течение нескольких часов! Поначалу это была роскошь. Мы могли так много и так быстро сделать!

Счетоводы там наверху быстренько подсчитали, что теперь за однои то же время мы можемв три раза больше работать и в три раза больше зарабатывать для них денег.

Очень скоро «Ночная проверка» превратилась в «Проверку ланчем». Затем, сами не понимая как, мы перешли на «Дошираки» за рабочим столом и сталипо-очереди уходить домой, чтобы поцеловать детей перед сном. Как толькомы приклеиваликакую-либо идею на стену, вбегал красномордый аккаунт в дешевом костюме и, срывая листок, уносился прочь. Теперь у насне было возможности вытянув ноги взглянуть на наши идеи со стороныи отделить зерна от плевел.Мы стали полагаться на опыти внутренне чутьё. В большинстве случаев это срабатывало.
Картинка
Стандарты упали. Мы стали более консервативными. Неохотно шли на творческие риски, полагаясь на проверенные и испытанные приемы. Исследования показывали, что уже знакомое дает лучшие результаты, чем что-то новое. А исследования стали новой религией.

Быть по-настоящему креативным — это значит быть лишенным какой-либо стеснительности. Отключить внутреннего цензора. Плевать на то, что думают другие. Вот почему дети так преуспевают в творчестве,а людис Фольксвагенами, кредитами и чемоданами Луи виттон — нет.

Нужно быть храбрым, чтобы думать вслух. И лучше всего это получается в безопасноми защищенном месте. Когда-то креативные отделы и дизайн-студии были таким местом. Там можно было изливать свои творческие идеи, не боясь осуждения или насмешек. Ведь только так и можно творить, а иначеты просто закроешься, как моллюск в своей раковине. Это все равно, что заниматься сексом, когда мама подслушивает под дверью. Ничего не получится.Но потомкакому-то умнику пришла в голову идея устроить конкуренцию. Творчество превратилось в соревнование.В гонку. Победитель получает работу.

Теперь от этого недуга страдают все. Технологии развиваются со скоростью электрона. А наши бедные перенапрягшиеся нейроны пытаются поспевать. Решения принимаются за доли секунд. Увидел, понравилось, поделился, составил поверхностное представление, запостил в Твиттер.Нет времени ждать или сомневаться. Лови момент! Главное успеть! Раскаиваться будешь потом. Ах да, чтобы прикрыть свою задницу, не забудь поставить смайлик в концена тот случай, если ты перегнул палку.

Неделя отпуска — это хорошо. Месяц — непозволительная роскошь. Сейчас я «наслаждаюсь» вынужденным отстранением от моей прошлой реальности. И это лучшие 6 месяцев моей жизни. Когда ты привык всю жизнь бежать с низкого старта, стреляя от бедраи танцуя сквозь игольное ушко, полезно взглянуть на свою жизнь со стороны. Очень отрезвляет.

Выясняется, что моя жизнь уже не так мне нравится, как я думал.Я понимаю это, встречаясь время от временисо своими бывшими коллегами. Они набрасываютсяна меня,с энтузиазмом рассказывают о своем последнем проекте. Я стараюсьс уважением выслушивать, как они спорят о том, кто меньше спит, и кто чаще питается в фастфудах. «Я не видел жену с января», «Я уже ног не чувствую», «А я давно болею, но надо же закончить проект, а то клиент уходит в отпуск», — говорят они. Что думаю я? Что они все с ума посходили. Они безумны.Они настолько оторваны от реальности, что это уже даже не смешно.У меня был шок. Мне казалось, что это все чья-то афера. Обман. Искусный розыгрыш.

Идея, которую мы превозносими ценим больше всего, превратилась в безделушку,в пластиковую игрушку для рекламы и торговли. Более того, теперь мы должны штамповать их в соответствиис квотойи графиком производства. «Утром нам нужно показать клиенту 6 концепций, потом он уезжаетв отпуск. Платит он всегоза одну, так что сильно не напрягайтесь, много времени не тратьте. Набросайте что-нибудь.Его любимый цвет — зеленый. Ну пока!Я в клуб. Увидимся утром!»

Вы когда-нибудь пробовали родить идею под дулом пистолета? Это ежедневная реальность креативщиков. И когда он с ней справляется…«извините, клиент не смог прийти на встречу.Я отправил ему в сквош клуб ваши наработки факсом. Ему понравился зеленый вариант. Все кроме шрифта, слов, картинки и идеи.И еще, можно сделать логотип побольше? Надеюсь ты вчеране сильно припозднился? Хорошо, что есть компьютеры! Ну пока,у меня ланч.»

Я видел много креативщиков. Алкоголь, периодически наркотики, чувство тревоги, стресс, разрушенные браки, даже парочка суицидов. Люди просто психологически и эмоциональноне приспособленык такому враждебному и токсичному окружению. Тем не менее очередь из молодых, любознательных, готовых работать за копейки молодых рекламистов не иссякает.Но их энтузиазма хватает ненадолго.

Как жея продержалсяв рекламе30 лет?Шел по лезвию бритвы. Прятал ото всех чувство неуверенности и страха.И бежал, бежал так быстро, как только мог, чтобы никто не мог меня догнать. Еще я убедил себя, что больше ничего не смогув этой жизни делать. Не умею. Реклама — это моё призвание, и мне невероятно повезло, что мне за это почти всегда платят.

Бесчисленные ночи, выходные, праздники, дни рождения, школьные концерты и юбилеи — все было принесено в жертвучему-то, как тогда казалось, более стоящему, тому, что обязательно окупится, когда-то потом…

Это был обман. Сейчас я это понимаю. Все это было не так важно. Просто укладывались в график. Просто продвигали товар. Просто кормили зверя, как я это называю сейчас.

Оно того стоило?

Конечно нет. Это была всего лишь индустрия. Никакого высшего предназначения. Никакого главного приза. Только сертификаты в рамкахи маленькие статуэтки. Гора упаковокот антидепрессантов, пустых бутылок, клочья седых волос и опухоль неопределенного размера.

Может показаться, что я себя жалею. Это не так.Было весело.Я преуспелв своем деле. Я познакомилсясо многими талантливыми и умными людьми, научился работать по ночам, ежедневно провоцировать свой творческий зуд и зарабатывать достаточно денег, чтобы содержать любимую семью, которую даже иногда видел.

Но я ничегоне сделалв своей жизни действительно важного. В творческом плане. Я продвинул несколько товаров, улучшил экономическое состояние нескольких компаний и сделал парочку богатых людей еще более богатыми. В то время мне казалось, что это отличная идея. Но «Ночную проверку» она, пожалуй, не прошла бы.

Жаль.

И еще.

Если вы читаете все это, сидя в темной студии, агонизируя над тем, стоит ли очередной домохозяйке взять мыло в правую или в левую руку, сделайте себе одолжение — пошлите все к чёрту. Идите домой и поцелуйте свою жену и детей.

Реклама

Written by Valery Portnyagin

12/02/2013 в 10:36

Опубликовано в Кино, вино и домино

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: